Консультация на тему:
«Как воспитать в ребенке бережное отношение к природе»
С детства у детей закладывается позитивное отношение к природе, к себе и
окружающим людям.
Знакомить детей, обучать любить и заботиться о природе нужно начинать уже с
раннего возраста, с 1-3 лет, ведь именно в этом возрасте дети восприимчивы ко всему
окружающему, они как губка впитывают всю информацию, которую им передают родители и воспитатели, будь то в
форме слов или в форме личного примера. Важно не пропустить этот момент в
развитии ребенка, чтобы воспитать мышления
созидателя и создателя природы,
а не его разрушителя.
Задача взрослых - помочь малышам открыть для себя
окружающий мир природы,
полюбить его, научиться понимать и видеть его как наш общий дом, необходимый в
равной степени всем его жителям. Решить эту задачу можно с помощью ярких, живых
каждодневных эмоций, которые ребенок получает
при общении с природой и животными.
Поэтому так важно обучить детей наблюдать, восхищаться, любоваться
красотой, воспитывать в них любознательность,
доброе, бережное отношение к объектам природы.
Мы знакомим с природой
через наблюдения, рассматривание иллюстраций, картин, показ слайдов,
через игры и игровые ситуации, которые помогают малышам применить на практике
полученные знания, чтение рассказов, стихов, беседа.
В воспитании у ребёнка бережного отношения к природе
нет и не может быть мелочей. Сорванный просто так цветок, пойманная из
любопытства бабочка, растоптанный жучок – всё это при безразличном отношении со
стороны взрослых может привести к крайне нежелательным последствиям. Любовь
детей к природе начинается с осмысления её ценностей. По этому, прежде всего,
нужно показать познавательную и эстетическую ценность природы.
Благодаря этому со временем и разовьётся бережное, ответственное
отношение к окружающей природной среде.
Знакомя детей с окружающим миром, нельзя не завязать
знакомство и с животными. Общение с ними приносит огромное удовольствие и
радость. Уже с ранних лет малыши при наблюдение начинают осознавать, что перед
ними живые существа. Хорошо, если в семье присутствуют домашние животные
и ребенок помогает взрослым
заботиться о питомце - давать еду, менять воду, выгуливать, заботиться, когда
тот болен и т. д. Необходимо объяснить ребенку,
что у животных тоже существует свой режим дня и его нужно уважать.
Заинтересовывать ребёнка родители могут самыми
разнообразными способами. Например, через выращивание домашних растений. Кроме
того, чтобы ребята своевременно их поливали, следует всячески поощрять их
интерес к росту и развитию растений, появлению новых росточков, цветов, плодов.
Наиболее пригодны для этого такие быстрорастущие растения как герань или
бегония, комнатные культуры помидоров и огурцов. Ответственность — важное
человеческое качество. И именно его мы будем развивать, доверяя ребенку жизнь «зеленых
питомцев».
С животными ребёнок может эмоционально общаться -
играть и разговаривать. Игры с братьями меньшими (особенно с собаками и
кошками) тренируют детей физически. Ребенок становится подвижным и ловким, совершенствуется его
моторика и координация движений. Наличие животного в доме делает дружнее и
сплочённее семью. Так же огромное значение имеет художественно-творческая
деятельность детей. Лепка из глины, пластилина, все виды аппликаций,
конструирование с применением круп, теста и природных материалов, рисование с
помощью растительных элементов – всё это способствуют воспитанию любви к
природе у дошкольников.
Вопросы родителям:
«Ребенок ломает ветку дерева. Ваши
действия?»;
«Ползет жук, ребенок хочет его
раздавить. Что вы ему скажете?»;
«Ребенок бросил мусор на улице.
Ваши действия?»;
«Ребенок увидел много
красивых цветов и бежит их сорвать. Как его остановить, что бы он этого не
сделал
«Ребенок видит паука и говорит: «он злой и вредный. Надо его
раздавить». Как объяснить ребенку,
что этого делать нельзя».
Детей с раннего возраста необходимо знакомить с правилами поведения в природе:
1. Не ломай ветви деревьев и
кустарников.
Каким может быть обоснование этого правила?
Живое существо, ветви вместе с листьями играют важную роль в его жизни.
Например, листья участвуют в дыхании растения.
2. Не повреждай кору деревьев!
Известно, что ребята нередко вырезают на коре деревьев надписи, например,
свои имена, делают другие отметины. Это нарушает красоту природы и очень вредит
деревьям (через ранку вытекает сок, могут проникнуть под кору микробы и грибы
трутовики, которые вызывают заболевания и даже гибель дерева).
3. Не рви в лесу, на лугу цветов.
Пусть красивые растения остаются в природе!
Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены
человеком.
4. Съедобные ягоды, орехи собирай
так, чтобы не повреждать веточек.
5. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз
и других насекомых.
6. Не разоряй муравейники.
7. Береги
лягушек, жаб и их головастиков.
8. Не подходи близко к гнездам
птиц.
Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи.
Иначе птицы-родители могут навсегда
покинуть гнездо.
9. Не разоряй птичьи гнезда.
10. Не оставляй в лесу, парке, на
лугу, у реки мусора.
Таким образом, наша задача – подвести
детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в
ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.
Консультация
для родителей
«Развитие
экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста»
Экологическое воспитание занимает одно
из важных мест в системе дошкольного воспитания, так как является связующим звеном
в единой системе эстетического и речевого развития дошкольников.
Важную
роль для умственного воспитания дошкольников играет содержание знаний,
достоверно отражающее закономерные явления окружающей действительности. Это —
основополагающие закономерности живой природы, и их познание на конкретных
примерах обеспечивает интенсивное умственное развитие детей. Наряду с
содержанием умственного воспитания большую роль играют формы и методы
экологического воспитания.
Экологическое
воспитание методически ведётся в нескольких направлениях: наблюдение за живой и
неживой природой, проведение опытов с природным материалом, проведение игр
природоведческого содержания, рассматривание альбомов, открыток, фотографий.
Всё
это обогащает и обобщает знания детей о природе, формирует познавательные
умения, интерес и симпатии к миру природы.
Но
преподносить этот материал надо ребёнку с учетом краеведческого материала.
Раннее
общение детей с природой родного края поможет выработать и
воспитать в их сознании правильные взгляды на нее, оценить её
современное экологическое состояние и взаимоотношения
человека с окружающей природой. Непосредственное восприятие
предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействует на детей,
вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым
эстетические чувства.
В
дошкольном возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает
внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит.
Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов
о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им,
сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована
при ознакомлении детей с природой родного края.
В
старшем дошкольном возрасте дети могут освоить различные по содержанию и
характеру цепочки связи внутри лесного сообщества, луга, водоема; причины
отлета птиц; зависимость жизни растений и животных, обитающих на
определенной территории – леса, луга. Понимание различных связей в природе
развивает интеллектуальную сферу ребенка, его способность к причинному анализу
экологических ситуаций.
Ребенку
можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире окружающей
природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, пейзажи в
разное время года. Детям надо показать закономерную последовательность роста и
развития всего живого, его зависимость от сезонных изменений в природе.
В
лесу в первой половине осени можно увидеть много интересного. Синицы собираются
в стайки и в поисках тщательно обследуют кору и ветки деревьев. Можно встретить
ежа, иголки которого унизаны сухими листьями, - он готовится к зимней
спячке: натаскивает в какую-нибудь ямку листьев, делает из них теплую подстилку
на зиму. По деревьям может прыгать белка с желудем или грибом в зубах; она
тоже готовится к зиме – запасает еду.
Зимние
прогулки с ребенком также можно использовать для воспитания в нем интереса к
природе. На свежевыпавшем снегу можно заметить многочисленные следы птиц
– воробьев, голубей, ворон. По ним можно определить очень многое: кто
топтался, что делал, что клевал, одна или несколько птиц были на этом месте.
По следам от крыльев и хвоста можно определить, где взлетали и где
садились птицы. Воробей скачет, поэтому он оставляет маленькие парные следы,
ворона важно ходит - ее следы крупные и поочередные, отпечатки лапок
голубей мельче вороньих.
Гуляя в лесу или в парке,
обращайте внимание ребенка на красоту зимнего пейзажа: на опущенные снегом или
инеем деревья и кустарники, на сверканье снега на солнце. Красота зимнего леса
пробуждает эстетические чувства ребенка.
Весенние
прогулки всегда сопровождаются очарованием вида возобновляющейся природы.
Гуляя с ребенком по лесу, учите его всматриваться, не топтать маленьких живых
существ, не рвать первые цветы; учите наблюдать и наслаждаться проявлениями
жизни в самой разной форме.
Весенние прогулки в лес
дают возможность наслаждаться не только нежной зеленью и первыми цветами. Всю
весну и самое начало лета по лесу разносятся птичьи трели. Это время,
когда можно услышать треньканье синицы, задорную дробь дятла и милое
«ку-ку». Особое наслаждение вечерами или ранним утром доставляет пенье
соловья, его можно услышать даже на окраинах больших городов.
Летом
бурно живет вся природа: покажите ребенку, как много вокруг зелени и
цветов, возможных насекомых и птиц, как быстро густеют кроны деревьев.
Поэтому, где бы ни гулял ребенок – в парке или в городском дворе, в лесу
или на лужайке – везде ему можно предложить интересные наблюдения за живой
природой.
На
этапе дошкольного возраста – самое важное – вызвать в ребенке положительные
эмоции, оставить в его душе яркие впечатления, которые пройдут с ним по жизни,
как воспоминания о радостном и прекрасном общении с природой.
Общение
ребенка с природой воспитывает в нем глубокое чувство любви к своей Родине. Она
обогащает человека чувствами нравственности, доброты, любви, учит
наблюдательности, развивает мышление и воображение, помогает осознать то
великое, что кроется за словом «Родина». А любовь к Родине начинается с любви к
природе родного края, там, где ты живешь, где ты родился.
Комментариев нет:
Отправить комментарий