Заботливым родителям

   
Консультация на тему:
«Как воспитать в ребенке бережное отношение к природе»

С детства у детей закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям.
Знакомить детей, обучать любить и заботиться о природе нужно начинать уже с раннего возраста, с 1-3 лет, ведь именно в этом возрасте дети восприимчивы ко всему окружающему, они как губка впитывают всю информацию, которую им передают родители и воспитатели, будь то в форме слов или в форме личного примера. Важно не пропустить этот момент в развитии ребенка, чтобы воспитать мышления созидателя и создателя природы, а не его разрушителя.
Задача взрослых - помочь малышам открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его, научиться понимать и видеть его как наш общий дом, необходимый в равной степени всем его жителям. Решить эту задачу можно с помощью ярких, живых каждодневных эмоций, которые ребенок получает при общении с природой и животными. Поэтому так важно обучить детей наблюдать, восхищаться, любоваться красотой, воспитывать в них любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы.
Мы знакомим с природой через наблюдения, рассматривание иллюстраций, картин, показ слайдов, через игры и игровые ситуации, которые помогают малышам применить на практике полученные знания, чтение рассказов, стихов, беседа.
В воспитании у ребёнка бережного отношения к природе нет и не может быть мелочей. Сорванный просто так цветок, пойманная из любопытства бабочка, растоптанный жучок – всё это при безразличном отношении со стороны взрослых может привести к крайне нежелательным последствиям. Любовь детей к природе начинается с осмысления её ценностей. По этому, прежде всего, нужно показать познавательную и эстетическую ценность природы.       
         Благодаря этому со временем и разовьётся бережное, ответственное отношение к окружающей природной среде.
Знакомя детей с окружающим миром, нельзя не завязать знакомство и с животными. Общение с ними приносит огромное удовольствие и радость. Уже с ранних лет малыши при наблюдение начинают осознавать, что перед ними живые существа. Хорошо, если в семье присутствуют домашние животные и ребенок помогает взрослым заботиться о питомце - давать еду, менять воду, выгуливать, заботиться, когда тот болен и т. д. Необходимо объяснить ребенку, что у животных тоже существует свой режим дня и его нужно уважать.
Заинтересовывать ребёнка родители могут самыми разнообразными способами. Например, через выращивание домашних растений. Кроме того, чтобы ребята своевременно их поливали, следует всячески поощрять их интерес к росту и развитию растений, появлению новых росточков, цветов, плодов. Наиболее пригодны для этого такие быстрорастущие растения как герань или бегония, комнатные культуры помидоров и огурцов. Ответственность — важное человеческое качество. И именно его мы будем развивать, доверяя ребенку жизнь «зеленых питомцев».
С животными ребёнок может эмоционально общаться - играть и разговаривать. Игры с братьями меньшими (особенно с собаками и кошками) тренируют детей физически. Ребенок становится  подвижным и ловким, совершенствуется его моторика и координация движений. Наличие животного в доме делает дружнее и сплочённее семью. Так же огромное значение имеет художественно-творческая деятельность детей. Лепка из глины, пластилина, все виды аппликаций, конструирование с применением круп, теста и природных материалов, рисование с помощью растительных элементов – всё это способствуют воспитанию любви к природе у дошкольников.
Вопросы родителям:
«Ребенок ломает ветку дерева. Ваши действия?»;
«Ползет жук, ребенок хочет его раздавить. Что вы ему скажете?»;
«Ребенок бросил мусор на улице. Ваши действия?»;
«Ребенок увидел много красивых цветов и бежит их сорвать. Как его остановить, что бы он этого не сделал
«Ребенок видит паука и говорит«он злой и вредный. Надо его раздавить». Как объяснить ребенку, что этого делать нельзя».
Детей с раннего возраста необходимо знакомить с правилами поведения в природе:
         1. Не ломай ветви деревьев и кустарников.
Каким может быть обоснование этого правила?
Живое существо, ветви вместе с листьями играют важную роль в его жизни. Например, листья участвуют в дыхании растения.
         2. Не повреждай кору деревьев!
Известно, что ребята нередко вырезают на коре деревьев надписи, например, свои имена, делают другие отметины. Это нарушает красоту природы и очень вредит деревьям (через ранку вытекает сок, могут проникнуть под кору микробы и грибы трутовики, которые вызывают заболевания и даже гибель дерева).
         3. Не рви в лесу, на лугу цветов.
Пусть красивые растения остаются в природе! Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
         4. Съедобные ягоды, орехи собирай так, чтобы не повреждать веточек.
         5. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
         6. Не разоряй муравейники.
         7. Береги лягушек, жаб и их головастиков.
         8. Не подходи близко к гнездам птиц.
Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи. Иначе птицы-родители могут навсегда покинуть гнездо.
         9. Не разоряй птичьи гнезда.
         10. Не оставляй в лесу, парке, на лугу, у реки мусора.
Никогда не выбрасывай мусор в водоемы.
Таким образом, наша задача  – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Консультация для родителей
«Развитие экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

        Экологическое воспитание занимает одно из важных мест в системе дошкольного воспитания, так как является связующим звеном в единой системе эстетического и речевого развития дошкольников.
Важную роль для умственного воспитания дошкольников играет содержание знаний, достоверно отражающее закономерные явления окружающей действительности. Это — основополагающие закономерности живой природы, и их познание на конкретных примерах обеспечивает интенсивное умственное развитие детей. Наряду с содержанием умственного воспитания большую роль играют формы и методы экологического воспитания.
Экологическое воспитание методически ведётся в нескольких направлениях: наблюдение за живой и неживой природой, проведение опытов с природным материалом, проведение игр природоведческого содержания, рассматривание альбомов, открыток, фотографий.
Всё это обогащает и обобщает знания детей о природе, формирует познавательные умения, интерес и симпатии к миру природы.
Но преподносить этот материал надо ребёнку с учетом краеведческого материала.
             Раннее общение детей  с природой  родного края поможет выработать и воспитать в их сознании  правильные взгляды на нее, оценить её  современное экологическое  состояние  и взаимоотношения  человека с  окружающей природой. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействует на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым  эстетические чувства.
В дошкольном возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит.  Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована  при ознакомлении детей с природой родного края.
В  старшем дошкольном возрасте дети могут освоить различные по содержанию и характеру  цепочки связи внутри лесного сообщества, луга, водоема; причины отлета птиц;  зависимость жизни растений и животных, обитающих на определенной территории – леса, луга. Понимание различных связей в природе развивает интеллектуальную сферу ребенка, его способность к причинному анализу экологических ситуаций.
Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире  окружающей природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, пейзажи в разное время года. Детям надо показать закономерную последовательность роста и развития всего живого, его зависимость от сезонных изменений в природе.
В лесу  в первой половине осени можно увидеть много интересного. Синицы собираются в стайки и в поисках тщательно обследуют кору и ветки деревьев. Можно встретить ежа, иголки  которого унизаны сухими листьями, - он готовится к зимней спячке: натаскивает в какую-нибудь ямку листьев, делает из них теплую подстилку на зиму. По деревьям может прыгать белка с желудем или грибом в зубах; она  тоже  готовится к зиме – запасает еду.
Зимние прогулки с ребенком также можно использовать для воспитания в нем интереса к природе. На свежевыпавшем снегу можно заметить  многочисленные следы птиц – воробьев, голубей, ворон. По ним можно определить  очень многое: кто топтался, что делал, что клевал, одна или несколько птиц были на этом месте.  По следам от крыльев и хвоста можно определить, где взлетали и где садились птицы. Воробей скачет, поэтому он оставляет маленькие парные следы, ворона важно ходит -  ее следы крупные и поочередные, отпечатки лапок голубей мельче вороньих.
Гуляя в лесу или в парке, обращайте внимание ребенка на красоту зимнего пейзажа: на опущенные снегом или инеем деревья и кустарники, на сверканье снега на солнце. Красота зимнего леса пробуждает эстетические чувства ребенка.
Весенние прогулки всегда сопровождаются  очарованием вида возобновляющейся природы. Гуляя с ребенком по лесу, учите его всматриваться, не топтать маленьких живых существ, не рвать первые цветы; учите наблюдать и наслаждаться проявлениями жизни в самой разной форме.
Весенние прогулки в лес дают возможность наслаждаться не только нежной зеленью и первыми цветами. Всю весну и самое начало лета по лесу разносятся  птичьи трели. Это время, когда можно  услышать треньканье синицы, задорную дробь дятла и милое «ку-ку». Особое наслаждение  вечерами или ранним утром доставляет пенье соловья, его можно услышать  даже на окраинах больших городов.
Летом бурно живет вся природа: покажите ребенку,  как много вокруг зелени и цветов, возможных насекомых и птиц, как быстро густеют кроны деревьев.  Поэтому, где бы ни гулял ребенок – в парке или в городском дворе, в лесу или на лужайке – везде ему можно предложить интересные наблюдения за живой природой.
На этапе дошкольного возраста – самое важное – вызвать в ребенке положительные эмоции, оставить в его душе яркие впечатления, которые пройдут с ним по жизни, как воспоминания о радостном и прекрасном общении с природой.

Общение ребенка с природой воспитывает в нем глубокое чувство любви к своей Родине. Она обогащает человека чувствами  нравственности, доброты, любви, учит наблюдательности, развивает мышление и  воображение, помогает осознать то великое, что кроется за словом «Родина». А любовь к Родине начинается с любви к природе родного края, там, где ты живешь, где ты родился.

Комментариев нет:

Отправить комментарий