Проект на тему: «Лэпбук – ребятам друг».
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Актуальность: проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста очень актуальна в наше время. Исследования ведущих педагогов свидетельствуют о значительном снижении познавательной активности детей. У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности, а именно дети не имеют достаточных знаний о природе и обитателях Пензенской области.
Современному ребенку необходимо последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения, а также уметь самостоятельно применять в жизни полученные знания. При взаимодействии с объектами, ребенок лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.
Развивающаяся педагогика, основанная на требованиях федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию, существенно изменила подход к организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации.
На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности. Одной из перспективных форм, способствующих решению данной проблемы, является лэпбук.
Лэпбук – современная форма организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста для развития познавательной активности и развития самостоятельности; это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности взрослого и ребенка. Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме.
В такой папке много необходимой систематизированной информации, в том числе, иллюстративной для изучения и закрепления знаний у детей по определенной теме.
Лэпбук предназначен для индивидуальных занятий с детьми дошкольного возраста и занятий группами, может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, а также использоваться при реализации образовательных областей, предусмотренных основной образовательной программой дошкольной образовательной организации, обеспечивая их интеграцию.
Цель проекта: повышение познавательной активности детей дошкольного возраста при использовании лэпбуков о природе родного края в образовательной деятельности.
Задачи проекта:
- изготовить лэпбуки экологической направленности в соответствии с тематическим планированием («Животные леса Пензенской области», «Птицы Пензенской области», «Деревья Пензенской области», «Рыбы Пензенской области», «Растения Пензенской области», «Насекомые Пензенской области», «Ягоды Пензенской области», «Грибы Пензенской области»);
- познакомить родителей с технологией «Лэпбук», привлечь их к изготовлению лэпбуков;
- повысить интерес детей в самостоятельном поиске знаний, их закреплении посредством регулярного использования лэпбуков;
- расширить знания детей о природе родного края, ее обитателях, их особенностях;
- развивать у детей умение самостоятельно осваивать окружающий мир, используя полученные знания;
-использовать лэпбук, как содержательный элемент развивающей предметно-пространственной среды группы.
Тип проекта: информационный
Продолжительность: долгосрочный (1 год)
Участники проекта: воспитатели, дети, родители
Целевая аудитория: дети подготовительной к школе группе, 30 человек
Этапы: 1 - подготовительный, 2 - основной, 3 - заключительный
Методы проектирования: творческие – метод ассоциации и аналогии
Используемые ресурсы: Николаева С.Н. «Юный эколог»; картотеки игр для детей старшего дошкольного возраста, дидактические пособия для детей среднего возраста, ресурсы сети «Интернет».
План реализации проекта:
Задачи
|
Деятельность педагога
|
Деятельность воспитанников
|
Деятельность родителей
| |
1 этап - подготовительный
Срок: ноябрь 2016 г Ответственный: Мамонтьева Т.Ю., воспитатель
| ||||
Познакомить детей и родителей с современной формой организации образовательной деятельности - «Лэпбуком»
Привлечь родителей к изготовлению лэпбуков
|
Подбор литературы; приобретение необходимых материалов, пособий.
Проведение мастер-класса для родителей «Лэпбук – это интересно»
|
Участвуют в играх, выполняют задания экологической направленности
|
Изучают литературу и другие источники, отбирают необходимую информацию.
Участвуют в мастер-классе «Лэпбук-это интересно»
| |
Срок: в течение года Ответственный: Мамонтьева Т.Ю., воспитатель
| ||||
Изготовить лэпбуки по изучению растительного и животного мира Пензенской области в соответствии с тематическим планированием
|
Изготовление лэпбуков, вовлечение родителей в творческий процесс
|
Участвуют в изготовлении лэпбуков о природе родного края
|
Оказывают помощь в изготовлении лэпбуков
| |
2 этап- основной
Срок: в течение года Ответственный: Мамонтьева Т.Ю., воспитатель
| ||||
Расширить знания детей о природе родного края, ее обитателях, их особенностях посредством использования лэпбуков (новый элемент развивающей предметно-пространственной среды группы)
Повысить интерес детей в самостоятельном поиске знаний, их закреплении посредством регулярного использования лэпбуков;
|
Использование современной формы организации образовательной деятельности с детьми «Лэпбук» в соответствии с тематическим планированием
Обеспечение открытого доступа лэпбуков для детей
|
Выполняют задания, играют, рассматривают, рисуют, используя материал из лэпбука.
Знакомятся с произведениями художественной литературы, включенными в лэпбук
Используют лэпбуки в самостоятельной деятельности, закрепляют полученные знания
|
Оказывают помощь в пополнении развивающей предметно-пространственной среды, участвуют в изготовлении лэпбуков
| |
3 этап – заключительный
Срок: в течение года Ответственный: Мамонтьева Т.Ю., воспитатель
| ||||
Развивать у детей познавательно-исследовательский интерес к природе и животному миру родного края, используя полученные знания
|
Организация тематических, целевых прогулок, на территории детского сада с использованием лэпбуков
|
Исследуют природу и животный мир родного края, применяя и закрепляя полученные знания
|
Играют вместе с детьми, используя материал лэпбука, закрепляя полученные знания
| |
Ожидаемые результаты:
· создание лэпбуков по запланированным темам;
· использование лэпбуков в разнообразных видах деятельности с детьми;
· формирование разносторонних знаний о природе родного края, ее обитателях;
· активное использование полученных знаний детьми в жизни;
· повышение познавательного интереса детей, развитие исследовательской деятельности;
· родители – активные участники изготовления лэпбуков
Продукт: лэпбуки по темам: «Животные леса Пензенской области», «Птицы Пензенской области», «Деревья Пензенской области», «Рыбы Пензенской области», «Растения Пензенской области», «Насекомые Пензенской области», «Ягоды Пензенской области», «Грибы Пензенской области».
Перспективы дальнейшего развития проекта: пополнение лэпбуков информацией и играми в соответствии с возрастом и интересами детей; использование лэпбука в дальнейшей педагогической деятельности (изготовление лэпбуков по разнообразным темам, в зависимости от потребностей и интересов детей); привлечение детей к пополнению лэпбуков.
Литература:
1. Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа . – М.: Гном, 2013.
2. Корнилова В. "Экологическое окно" в детском саду: Методические рекомендации. – М.: Сфера, 2013.
3. Масленникова О. М. Экологические проекты в детском саду. - М.: Издательство: Учитель, 2013.
4. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условие ее реализации в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2009.
5. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011.
Продукты проекта:
Проект на тему «Сохраним наш город чистым».
Актуальность.
Город, в котором мы живем – наш общий дом. Каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя чистоту и красоту.
Сотрудничество детского сада с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности совместно с родителями и детьми. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в событийную жизнь. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Проблемная задача: загрязнение окружающей среды.
Участники, проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители.
Сроки реализации проекта: краткосрочный (с 01.10.2016 по 30.10.2016)
Цель проекта: формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении чистоты своего города.
Задачи проекта:
- Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.
- Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять.
- Побудить интерес к созданию благоприятной окружающей среды города.
- Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.
Этапы реализации проекта:
I. План-график мероприятий:
1. Предварительный:
-беседа с детьми для выявления уровня знаний экологических проблем в Пензенском крае;
- анкетирование родителей «Экологическое образование семьи»;
2.Основной:
№
|
Совместная деятельность педагога с детьми
|
Взаимодействие с родителями
|
Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды
|
1
|
- Просмотр и обсуждение презентации «Враг природе - это мусор!»
- Чтение литературных произведений: «Уважай чужой труд», Н.А.Рыжова «Как люди речку обидели»
- Рисунки детей «запрещающие знаки».
|
Создание лэпбука на тему «Сохраним наш город чистым»
| |
2
|
- Изготовление поделок из бросового материала «Убираю и играю»
- Беседа «Красивый город – чистый город»
|
- конкурс на лучшую поделку
из утилизированного материала:
«Мама, папа, я – творим чудеса»;
| |
3
|
Фотостенд с использованием фотографий субботника «Вот как стало чисто!».
|
Трудовой десант (субботник)
по уборке территории дошкольного учреждения
| |
4
|
Знакомство с народной мудростью: пословицами, поговорками о бережном отношении к природе.
|
Выставка «Природа и творчество»
|
3.Заключительный:
· Экологическая викторина «Путешествие в природу»
· Презентации «Экскурсия в заповедник Приволжская лесостепь»
· Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка
· Игра КВН для родителей и детей «Знатоки природы»
·
Перспективы дальнейшего развития проекта: пополнение лэпбука информацией и играми в соответствии с возрастом и интересами детей; использование лэпбука в дальнейшей педагогической деятельности (изготовление лэпбуков по разнообразным темам, в зависимости от потребностей и интересов детей); привлечение детей к пополнению лэпбуков.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«Экологическое воспитание
дошкольников»
Любовь к природе, сознательное, бережное и
заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с
раннего детства в семье и дошкольных учреждениях.
Природа не только храм здоровья и
эстетического наслаждения. Природа - могучий древний источник познания и
воспитания человечества. От Аристотеля и Авиценны до наших дней
естествоиспытатели не перестают удивляться богатству и разнообразию мира живой
природы.
Мы обязаны научить детей любить и уважать
природу, защищать ее, но прежде мы сами должны научиться любить ее.
Большое значение для экологического
воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с
природой, прежде всего знакомство на местном материале с разнообразной
деятельностью взрослых в природе, многогранной практической работой по охране
природы (посадка и охрана леса, сохранение лугов и болот, мест обитания редких
видов растений и животных).
В содержание экологического воспитания
вливаются ценностно - нормативные аспекты. Детям необходимо помочь осознать
значение природы, как универсальной ценности (познавательной, эстетической,
практической), понять красоту, самоценность живого существа.
Важнейшим показателем
бережного и заботливого отношения к живым существам является желание детей
принимать активное участие в уходе за ними. При этом важно понимать, что уход
направлен на удовлетворение потребностей растений и животных (в пище, в воде,
тепле, свете и др.), что каждый живой организм живет, растет, развивается, если
для этого имеются необходимые условия. В процессе ухода дети наглядно
прослеживают и постепенно начинают понимать зависимость жизни и состояния
растения и животного от труда человека.
Главное в детском труде - радость ребенка от
участия в нем, возникающее желание трудиться, заботиться о живом существе,
помогать ему. Труд становится важным средством воспитания осознанного отношения
к природе, при условии его самостоятельности и активности со стороны детей.
Особенно ценен труд детей (совместно со взрослыми), направленный на улучшение
окружающей среды (озеленение, очистку территории и т.д.).
Из высших эмоций
детскому возрасту доступны эстетические и нравственные («хорошо» - «плохо», «добро»
- «зло», «красиво» - «некрасиво»), поэтому в экологическом воспитании детей
большое внимание необходимо уделить эстетическому и нравственному аспектам.
Детям необходимо раскрывать уникальность и
неповторимость культурного богатства родного края. Можно знакомить детей с
местными промыслами, народными традициями, местами, которые бережно
сохраняются. Все это приучает детей любить, беречь, сохранять, ценить духовное
и материальное богатство родных городов, сел, деревень.
Эффективность экологического развития
дошкольников во многом обуславливается тем, насколько грамотно строится
педагогом взаимодействие с детьми.
Для того чтобы дети
могли освоить программу экологического образования, ее содержание нужно
перевести в конкретный план действий, организовать педагогический процесс.
Успех определяется тем, насколько системно он выстроен. Необходимо использовать
разнообразные виды деятельности:
- Наблюдение за
животными и растениями (распознающее за одним объектом, сравнительное, с
использованием раздаточного материала, наблюдение за изменением и развитием).
- Изодеятельность
экологической тематики.
- Ознакомление с трудом
взрослых в природе.
- Обучение детей труду
по уходу за растениями и животными.
- Развитие речи (составление рассказов о
природных объектах и явлениях - по аналогии, описательных, сравнительных, из
опыта; описательных загадок; придумывание экологических сказок; этические
беседы).
- Формирование
обобщенных представлений о природе (обобщающее наблюдение, обобщающая беседа).
- Классификация представлений о природе
(беседы с использованием моделей, занятие в форме дидактической игры на
классификацию).
- Наблюдение в уголке
природы, на прогулке, у окна.
- Целевые прогулки в
природу.
- Игры (дидактические, развивающего характера,
сюжетные, подвижные).
- Рассказ воспитателя,
чтение детской художественной литературы.
- Беседы и разговоры с
детьми на экологические темы, по их интересам.
- Рассматривание
дидактических картинок, иллюстраций о природе, отношения к ней..
- Сбор коллекций семян,
камней, осенних листьев.
- Опыты, поисковая
деятельность.
- Труд в уголке природы и на участке.
- Просмотр
видеофильмов.
- Работа с моделями.
- Ведение календарей
природы, дневников наблюдений.
- Различные виды
изодеятельности на экологические темы.
- Создание книг - самоделок.
- Экологические досуги и праздники.
- Самостоятельная
активность детей (разные виды игр; экспериментирование; уход за растениями и животными
в уголке природы; работа с литературой, энциклопедиями; коллекционирование,
изготовление моделей, книжек - самоделок с рассказами о природе, поделок из
природных материалов, цветочных композиций, театрализованной деятельности и
т.д.).
На занятиях дети осваивают не только
экологические представления, но и овладевают различными способами
познавательной деятельности, учатся проявлять отношение к объектам природы.
Занятия планируются таким образом, чтобы ребенок постепенно переходил от
освоения фактов к установлению связей между ними и обобщению первоначальных
представлений. В систему экологического развития детей включаются занятия не
только познавательного цикла - наблюдения, экскурсии, формирование обобщенных
представлений, систематизация знаний, - но и такие их виды, в которых
представлена отражательная деятельность ребенка: по изодеятельности,
музыкальные, трудовые.
Один из видов занятий по экологическому
воспитанию детей - освоение представлений о человеке, на которых дошкольники
знакомятся с человеком, как живым организмом и социальным существом, на этих
занятиях используется комплекс методов, включающих разнообразные
исследовательские действия, элементы опытов, самонаблюдения, работу с
иллюстрациями и моделями. Все занятия взаимосвязаны и усложняются как по
содержанию знаний, так и по способам познавательной деятельности и характеру
отношения к живому, которыми овладевают дошкольники. Эффективное решение задач
экологического образования во многом определяется характером связи организованного
обучения с содержанием других форм совместной со взрослыми и самостоятельной
деятельности детей.
В педагогическом процессе экологического
образования наибольшее место отводится совместной деятельности воспитателя и
детей. Это обусловлено возможностью накопления каждым ребенком личного опыта
экологически правильного взаимодействия с природой в соответствии со своими
интересами, склонностями, уровнем познавательного развития. Для этого
взаимодействие педагога и детей строится с учетом дифференцированного перехода
и включает разные формы: различные виды наблюдений, игры, труд в уголке природы
и на участке, поисковую деятельность, моделирование. Широко используются чтение
детских книг, рассматривание иллюстраций, рисование на экологические темы, а также
экологические праздники и досуги. Полученный опыт обобщается в ходе занятий и
переносится детьми в собственную деятельность.
Важнейшим компонентом системы работы является
самостоятельная экологически ориентированная деятельность детей. В разных возрастных
группах она занимает неодинаковое место. Чем старше дети, тем выше их
самостоятельность, тем более насыщенным становится их деятельность в природе, с
ее объектами.
Работу с младшими дошкольниками следует
ориентировать на воспитание у детей эмоционально - положительного отношения к
природе, формирование конкретных, ярких представлений о животных и растениях
ближайшего окружения, первоначальное овладение умениями помогать живому. Это
позволяет сделать наблюдения.
В среднем дошкольном возрасте, наряду с
дальнейшим накоплением эмоционально - позитивного отношения к природе, важным
становится обогащение и дифференциация знаний о живом, о разнообразии природных
объектов, связях в природе. Наблюдения остаются ведущим методом работы, но их содержание
усложняется. В ходе наблюдений дети осваивают новые познавательные умения -
сравнение, установление связей, выделение существенного в объектах,
первоначальное обобщение. Дошкольник 4-5 лет стремится действовать, ему
необходимо применить опыт в деятельности и получить результат. Поэтому в данном
возрасте используются занятия, направленные на овладение детьми опыта ухода за
живыми существами, составление рассказов о природе.
В старшем дошкольном возрасте важно не только
дельнейшее обогащение, но и систематизация знаний о природе, о способах
экологически правильного взаимодействия с ней, поддержание и развитие
познавательного интереса дошкольников к ее объектам и явлениям. Со старшими
дошкольниками проводятся наблюдения, составление творческих рассказов, сказок и
загадок о природе, экологические и обобщающие беседы и другие занятия. Анализ
практики работы показывает, что педагоги часто испытывают трудности в
проведении наблюдений и обобщающих бесед со старшими детьми. В основном это
проявляется при отборе содержания и логики построения занятий, подборе и
использовании моделей.
Занятия проводятся с игровыми персонажами -
куклами. Их использование позволяет педагогу поставить перед детьми
познавательную задачу в интересной для них форме, а детям - легко принять
задачу и занять активную позицию в ее решении. Все это делает процесс обучения
увлекательным для детей, настраивает их на свободное, непосредственное общение.
Сюжеты занятий построены таким образом, что дети должны помогать Незнайке, Жалейкину,
Мишке, Емеле и др. героям, учить, разрешая возникшие у них проблемные ситуации:
спорить, доказывая свою точку зрения, и, одновременно, играть, шутить, смеяться
вместе с ними.
Комментариев нет:
Отправить комментарий