В помощь коллегам

                    Проект на тему:  «Лэпбук – ребятам друг».

             Актуальность: проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста очень актуальна в наше время. Исследования ведущих  педагогов свидетельствуют о значительном снижении познавательной активности детей. У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности, а именно дети не имеют достаточных знаний о природе и обитателях Пензенской  области.
Современному ребенку необходимо последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения, а также уметь самостоятельно применять в жизни полученные знания. При взаимодействии с объектами, ребенок лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.
Развивающаяся педагогика, основанная на требованиях федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию, существенно изменила подход к организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации.  
На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности. Одной из перспективных форм, способствующих решению данной проблемы, является лэпбук.
Лэпбук – современная форма организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста для развития познавательной активности и развития самостоятельности; это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности взрослого и ребенка. Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию  и закрепить изученное в занимательно-игровой форме.
 В такой папке много необходимой систематизированной информации, в том числе,  иллюстративной для изучения и закрепления знаний у детей по определенной теме.
Лэпбук предназначен для индивидуальных занятий с детьми дошкольного возраста и занятий группами, может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, а также использоваться при реализации образовательных областей, предусмотренных основной образовательной программой дошкольной образовательной организации, обеспечивая их интеграцию.
Цель проекта: повышение познавательной активности детей дошкольного возраста при использовании лэпбуков о природе родного края в образовательной деятельности.
Задачи проекта:
- изготовить лэпбуки экологической направленности в соответствии с тематическим планированием («Животные леса Пензенской области», «Птицы Пензенской области», «Деревья Пензенской области», «Рыбы Пензенской области», «Растения Пензенской области», «Насекомые Пензенской области», «Ягоды Пензенской области», «Грибы Пензенской области»);
- познакомить родителей с технологией «Лэпбук», привлечь их к изготовлению лэпбуков;
- повысить интерес детей в самостоятельном поиске знаний, их закреплении посредством регулярного использования лэпбуков;
- расширить знания детей о природе родного края, ее обитателях, их особенностях;
- развивать у детей умение самостоятельно осваивать окружающий мир, используя полученные знания;
-использовать лэпбук,  как содержательный элемент развивающей предметно-пространственной среды группы.
Тип проекта: информационный
Продолжительность: долгосрочный (1 год)
Участники проекта: воспитатели, дети, родители
Целевая аудитория: дети подготовительной к школе группе, 30 человек
Этапы: 1 - подготовительный, 2 - основной, 3 - заключительный
Методы проектирования: творческие – метод ассоциации и аналогии
Используемые ресурсы: Николаева С.Н. «Юный эколог»; картотеки игр для детей старшего дошкольного возраста, дидактические пособия для детей среднего возраста, ресурсы сети «Интернет».
План реализации проекта:
Задачи
Деятельность педагога
Деятельность воспитанников
Деятельность родителей

 1 этап - подготовительный
Срок: ноябрь 2016 г  Ответственный: Мамонтьева Т.Ю., воспитатель

Познакомить детей и родителей с современной формой организации образовательной деятельности  - «Лэпбуком»

Привлечь родителей к изготовлению лэпбуков

Подбор литературы; приобретение необходимых материалов, пособий.




Проведение мастер-класса для родителей «Лэпбук – это интересно»
Участвуют в играх, выполняют задания экологической направленности










Изучают литературу и другие источники, отбирают необходимую информацию.



Участвуют в мастер-классе «Лэпбук-это интересно»


Срок: в течение года     Ответственный: Мамонтьева Т.Ю., воспитатель

Изготовить лэпбуки по изучению растительного и животного мира Пензенской области в соответствии с тематическим планированием
Изготовление лэпбуков, вовлечение родителей в творческий процесс
Участвуют в изготовлении лэпбуков о природе родного края
Оказывают помощь в изготовлении лэпбуков

2 этап- основной
Срок: в течение года     Ответственный: Мамонтьева Т.Ю., воспитатель

Расширить знания детей о природе родного края, ее обитателях, их особенностях посредством использования лэпбуков (новый элемент развивающей предметно-пространственной среды группы)

Повысить интерес детей в самостоятельном поиске знаний, их закреплении посредством регулярного использования лэпбуков;
Использование современной формы   организации образовательной деятельности с детьми «Лэпбук» в соответствии с тематическим планированием











Обеспечение открытого доступа лэпбуков для детей
Выполняют задания, играют, рассматривают, рисуют, используя материал из лэпбука.
Знакомятся с произведениями художественной литературы, включенными в лэпбук








Используют лэпбуки в самостоятельной деятельности, закрепляют полученные знания


Оказывают помощь в пополнении развивающей предметно-пространственной среды, участвуют в   изготовлении лэпбуков

3 этап – заключительный
Срок: в течение года     Ответственный: Мамонтьева Т.Ю., воспитатель

Развивать у детей познавательно-исследовательский интерес к природе и животному миру родного края, используя полученные знания
Организация тематических, целевых прогулок, на территории детского сада с использованием лэпбуков
Исследуют природу и животный мир родного края, применяя и закрепляя полученные знания
Играют вместе с детьми, используя материал лэпбука,  закрепляя полученные знания





Ожидаемые результаты:
·                   создание лэпбуков по запланированным темам;
·                   использование лэпбуков в разнообразных видах деятельности с детьми;
·                   формирование разносторонних знаний о природе родного края, ее обитателях;
·                   активное использование полученных знаний детьми в жизни;
·                   повышение познавательного интереса детей, развитие исследовательской деятельности;
·                   родители – активные участники изготовления лэпбуков

Продукт: лэпбуки по темам: «Животные леса Пензенской области», «Птицы Пензенской области», «Деревья Пензенской области», «Рыбы Пензенской области», «Растения Пензенской области», «Насекомые Пензенской области», «Ягоды Пензенской области», «Грибы Пензенской области».
Перспективы дальнейшего развития проекта: пополнение лэпбуков информацией и играми в соответствии с возрастом и интересами детей; использование лэпбука в дальнейшей педагогической деятельности (изготовление лэпбуков по разнообразным темам, в зависимости от потребностей и интересов детей); привлечение детей к пополнению лэпбуков.

Литература:
1.     Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа . – М.: Гном, 2013.
2.     Корнилова В. "Экологическое окно" в детском саду: Методические рекомендации. – М.: Сфера, 2013.
3.     Масленникова О. М. Экологические проекты в детском саду. - М.:  Издательство: Учитель, 2013.
4.     Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условие ее реализации в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2009.
5.                Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011.


Продукты проекта:







Проект на тему «Сохраним наш город чистым».
Актуальность.
         Город, в котором мы живем – наш общий дом. Каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя чистоту и красоту.
Сотрудничество детского сада  с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
         Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация  проектной деятельности совместно с родителями и детьми. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
         Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в событийную жизнь. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.  
Вид проекта:  познавательно-исследовательский.
Проблемная задача: загрязнение окружающей среды.
Участники, проектавоспитатели, дети подготовительной группы, родители.
Сроки реализации проекта:  краткосрочный  (с 01.10.2016  по 30.10.2016)
  Цель проекта:  формирование у детей и родителей  чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении чистоты своего города.
 Задачи проекта:
  • Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.
  • Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять.
  • Побудить интерес к созданию благоприятной окружающей среды города.
  • Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.
Этапы реализации проекта:
I План-график мероприятий:
1.     Предварительный:
-беседа с детьми для выявления уровня знаний экологических проблем в Пензенском крае;
- анкетирование родителей «Экологическое образование семьи»;
2.Основной:
Совместная деятельность педагога с детьми
Взаимодействие с родителями
Совершенствование развивающей предметно-пространственной  среды
1
- Просмотр и обсуждение презентации «Враг природе - это мусор!»

 - Чтение  литературных   произведений: «Уважай  чужой  труд»,   Н.А.Рыжова «Как  люди  речку  обидели»

- Рисунки детей «запрещающие знаки».


Создание лэпбука на тему «Сохраним наш город чистым»
2
- Изготовление поделок из бросового материала «Убираю и играю»

- Беседа «Красивый город – чистый город»
- конкурс на лучшую   поделку
из утилизированного материала:
 «Мама, папа, я – творим чудеса»;
3
Фотостенд с использованием фотографий субботника «Вот как стало чисто!».

Трудовой десант (субботник)
по уборке территории дошкольного  учреждения
4
Знакомство с народной мудростью: пословицами, поговорками о бережном отношении к природе.
Выставка  «Природа и творчество»















3.Заключительный:
·         Экологическая викторина «Путешествие в природу»
·         Презентации «Экскурсия в заповедник Приволжская лесостепь»
·         Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка
·         Игра КВН для родителей и детей «Знатоки природы»
·          
Перспективы дальнейшего развития проекта: пополнение лэпбука информацией и играми в соответствии с возрастом и интересами детей; использование лэпбука в дальнейшей педагогической деятельности (изготовление лэпбуков по разнообразным темам, в зависимости от потребностей и интересов детей); привлечение детей к пополнению лэпбуков.




                                        КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«Экологическое воспитание дошкольников»

      Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и дошкольных учреждениях.
      Природа не только храм здоровья и эстетического наслаждения. Природа - могучий древний источник познания и воспитания человечества. От Аристотеля и Авиценны до наших дней естествоиспытатели не перестают удивляться богатству и разнообразию мира живой природы.
      Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать ее, но прежде мы сами должны научиться любить ее.
      Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой, прежде всего знакомство на местном материале с разнообразной деятельностью взрослых в природе, многогранной практической работой по охране природы (посадка и охрана леса, сохранение лугов и болот, мест обитания редких видов растений и животных).
      В содержание экологического воспитания вливаются ценностно - нормативные аспекты. Детям необходимо помочь осознать значение природы, как универсальной ценности (познавательной, эстетической, практической), понять красоту, самоценность живого существа.
     Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к живым существам является желание детей принимать активное участие в уходе за ними. При этом важно понимать, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных (в пище, в воде, тепле, свете и др.), что каждый живой организм живет, растет, развивается, если для этого имеются необходимые условия. В процессе ухода дети наглядно прослеживают и постепенно начинают понимать зависимость жизни и состояния растения и животного от труда человека.
     Главное в детском труде - радость ребенка от участия в нем, возникающее желание трудиться, заботиться о живом существе, помогать ему. Труд становится важным средством воспитания осознанного отношения к природе, при условии его самостоятельности и активности со стороны детей. Особенно ценен труд детей (совместно со взрослыми), направленный на улучшение окружающей среды (озеленение, очистку территории и т.д.).
     Из высших эмоций детскому возрасту доступны эстетические и нравственные («хорошо» - «плохо», «добро» - «зло», «красиво» - «некрасиво»), поэтому в экологическом воспитании детей большое внимание необходимо уделить эстетическому и нравственному аспектам.
    Детям необходимо раскрывать уникальность и неповторимость культурного богатства родного края. Можно знакомить детей с местными промыслами, народными традициями, местами, которые бережно сохраняются. Все это приучает детей любить, беречь, сохранять, ценить духовное и материальное богатство родных городов, сел, деревень.
      Эффективность экологического развития дошкольников во многом обуславливается тем, насколько грамотно строится педагогом взаимодействие с детьми.
     Для того чтобы дети могли освоить программу экологического образования, ее содержание нужно перевести в конкретный план действий, организовать педагогический процесс. Успех определяется тем, насколько системно он выстроен. Необходимо использовать разнообразные виды деятельности:
    - Наблюдение за животными и растениями (распознающее за одним объектом, сравнительное, с использованием раздаточного материала, наблюдение за изменением и развитием).
   - Изодеятельность экологической тематики.
   - Ознакомление с трудом взрослых в природе.
   - Обучение детей труду по уходу за растениями и животными.
    - Развитие речи (составление рассказов о природных объектах и явлениях - по аналогии, описательных, сравнительных, из опыта; описательных загадок; придумывание экологических сказок; этические беседы).
   - Формирование обобщенных представлений о природе (обобщающее наблюдение, обобщающая беседа).
    - Классификация представлений о природе (беседы с использованием моделей, занятие в форме дидактической игры на классификацию).
   - Наблюдение в уголке природы, на прогулке, у окна.
  - Целевые прогулки в природу.
   -  Игры (дидактические, развивающего характера, сюжетные, подвижные).
   - Рассказ воспитателя, чтение детской художественной литературы.
   - Беседы и разговоры с детьми на экологические темы, по их интересам.
   - Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе, отношения к ней..
   - Сбор коллекций семян, камней, осенних листьев.
   - Опыты, поисковая деятельность.
   -  Труд в уголке природы и на участке.
   - Просмотр видеофильмов.
   - Работа с моделями.
   - Ведение календарей природы, дневников наблюдений.
   - Различные виды изодеятельности на экологические темы.
    - Создание книг - самоделок.
    - Экологические досуги и праздники.
   - Самостоятельная активность детей (разные виды игр; экспериментирование; уход за растениями и животными в уголке природы; работа с литературой, энциклопедиями; коллекционирование, изготовление моделей, книжек - самоделок с рассказами о природе, поделок из природных материалов, цветочных композиций, театрализованной деятельности и т.д.).
      На занятиях дети осваивают не только экологические представления, но и овладевают различными способами познавательной деятельности, учатся проявлять отношение к объектам природы. Занятия планируются таким образом, чтобы ребенок постепенно переходил от освоения фактов к установлению связей между ними и обобщению первоначальных представлений. В систему экологического развития детей включаются занятия не только познавательного цикла - наблюдения, экскурсии, формирование обобщенных представлений, систематизация знаний, - но и такие их виды, в которых представлена отражательная деятельность ребенка: по изодеятельности, музыкальные, трудовые.
      Один из видов занятий по экологическому воспитанию детей - освоение представлений о человеке, на которых дошкольники знакомятся с человеком, как живым организмом и социальным существом, на этих занятиях используется комплекс методов, включающих разнообразные исследовательские действия, элементы опытов, самонаблюдения, работу с иллюстрациями и моделями. Все занятия взаимосвязаны и усложняются как по содержанию знаний, так и по способам познавательной деятельности и характеру отношения к живому, которыми овладевают дошкольники. Эффективное решение задач экологического образования во многом определяется характером связи организованного обучения с содержанием других форм совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей.
      В педагогическом процессе экологического образования наибольшее место отводится совместной деятельности воспитателя и детей. Это обусловлено возможностью накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития. Для этого взаимодействие педагога и детей строится с учетом дифференцированного перехода и включает разные формы: различные виды наблюдений, игры, труд в уголке природы и на участке, поисковую деятельность, моделирование. Широко используются чтение детских книг, рассматривание иллюстраций, рисование на экологические темы, а также экологические праздники и досуги. Полученный опыт обобщается в ходе занятий и переносится детьми в собственную деятельность.
      Важнейшим компонентом системы работы является самостоятельная экологически ориентированная деятельность детей. В разных возрастных группах она занимает неодинаковое место. Чем старше дети, тем выше их самостоятельность, тем более насыщенным становится их деятельность в природе, с ее объектами.
      Работу с младшими дошкольниками следует ориентировать на воспитание у детей эмоционально - положительного отношения к природе, формирование конкретных, ярких представлений о животных и растениях ближайшего окружения, первоначальное овладение умениями помогать живому. Это позволяет сделать наблюдения.
      В среднем дошкольном возрасте, наряду с дальнейшим накоплением эмоционально - позитивного отношения к природе, важным становится обогащение и дифференциация знаний о живом, о разнообразии природных объектов, связях в природе. Наблюдения остаются ведущим методом работы, но их содержание усложняется. В ходе наблюдений дети осваивают новые познавательные умения - сравнение, установление связей, выделение существенного в объектах, первоначальное обобщение. Дошкольник 4-5 лет стремится действовать, ему необходимо применить опыт в деятельности и получить результат. Поэтому в данном возрасте используются занятия, направленные на овладение детьми опыта ухода за живыми существами, составление рассказов о природе.
      В старшем дошкольном возрасте важно не только дельнейшее обогащение, но и систематизация знаний о природе, о способах экологически правильного взаимодействия с ней, поддержание и развитие познавательного интереса дошкольников к ее объектам и явлениям. Со старшими дошкольниками проводятся наблюдения, составление творческих рассказов, сказок и загадок о природе, экологические и обобщающие беседы и другие занятия. Анализ практики работы показывает, что педагоги часто испытывают трудности в проведении наблюдений и обобщающих бесед со старшими детьми. В основном это проявляется при отборе содержания и логики построения занятий, подборе и использовании моделей.
      Занятия проводятся с игровыми персонажами - куклами. Их использование позволяет педагогу поставить перед детьми познавательную задачу в интересной для них форме, а детям - легко принять задачу и занять активную позицию в ее решении. Все это делает процесс обучения увлекательным для детей, настраивает их на свободное, непосредственное общение. Сюжеты занятий построены таким образом, что дети должны помогать Незнайке, Жалейкину, Мишке, Емеле и др. героям, учить, разрешая возникшие у них проблемные ситуации: спорить, доказывая свою точку зрения, и, одновременно, играть, шутить, смеяться вместе с ними.







Комментариев нет:

Отправить комментарий